В этом разделе даны краткие описания всех 12 линий московского метро. Кроме того, отмечены некоторые станции, на которые стоит обратить особое внимание.
Таганско-Краснопресненская линия
Серпуховско-Тимирязевская линия
Сокольническая линия
- Прежнее название: Кировско-Фрунзенская линия
- Эксплуатационная длина линии - 26,1 км.
- Количество станций на линии - 19
- Время движения между конечными станциями: 41 мин.
• Юго-Западная • Проспект Вернадского • Университет • Воробьевы горы • Спортивная • Фрунзенская • Парк культуры • Кропоткинская • Библиотека им. Ленина • Охотный Ряд • Лубянка • Чистые пруды • Красные Ворота • Комсомольская • Красносельская • Сокольники • Преображенская площадь • Черкизовская • Улица Подбельского
Самая первая линия Московского метрополитена открыта в 1935 году. Первый введённый в строй участок связывал станцию "Сокольники" со станцией "Парк культуры" (многие помнят песню Леонида Осиповича Утёсова: Чтоб запрячь тебя, я утром направляюся от "Сокольников" до "Парка" на метро).
Красные Ворота
С 1962 по 1986 г. - Лермонтовская
Открыта 15 мая 1935 г.
Авторы проекта: И. А. Фомин, Н. Н. Андриканис, Н. А. Ладовский (наземный вестибюль).
Два выхода станции расположены по обе стороны Садового кольца. Вестибюль, выходящий на площадь Красные Ворота, в виде раковины. Другой выход был открыт в 1954 г. в высотном здании (архитектор А. Н. Душкин).
В 1938 г. на Международной всемирной ярмарке в Париже проект станции получил Гран-при.
Кропоткинская
До 1957 г. - Дворец Советов
Открыта 15 мая 1935 г.
Авторы проекта: А. Н. Душкин, Я. Г. Яихтенберг.
Наземный вестибюль находится в начале Гоголевского бульвара. Есть также выход на улицу Волхонка.
На международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) проект получил Гран-при. В 1941 г. создателям станции присуждена Государственная премия СССР в области архитектуры и строительства.
Одно время активно эксплуатировалась легенда, что станция облицована мрамором, снятым со стен снесенного храма Христа Спасителя. Эта информация не соответствует действительности - первоначально стены были облицованы плиткой, лишь впоследствии замененной уральским мрамором.
Сокольники
Открыта 15 мая 1935 г.
Авторы проекта: И. Г. Таранов, Н. А. Быкова.
Павильон станции, расположенный на аллее, ведущей к ПКиО "Сокольники", построен в виде арки с двусторонним выходом. В 1937 г. на Международной всемирной ярмарке в Париже проект станции был удостоен Гран-при.
Чистые пруды
До 1990 г. - Кировская
Открыта 15 мая 1935 г.
Авторы проекта: Н. Я. Колли, при участии Н. А. Шухарева, Л. Н. Попова, А. Ф. Фокиной.
Павильон наземного вестибюля расположен в начале Чистопрудного бульвара. У станции есть также второй выход, объединенный со станцией Тургеневская Калужско-Рижской линии. Изначально станция была построена без центрального зала и нынешний вид приобрела в начале 1970-х гг.
Во время войны на станции располагались отделы Генерального штаба и командования ПВО. Поезда на Кировской не останавливались.
Замоскворецкая линия
- Прежнее название: Горьковско-Замоскворецкая линия
- Эксплуатационная длина линии - 36,9 км.
- Количество станций на линии - 20
- Время движения между конечными станциями: 54 мин.
• Красногвардейская • Домодедовская • Орехово • Царицыно • Кантемировская • Каширская • Коломенская • Автозаводская • Павелецкая • Новокузнецкая • Театральная • Тверская • Маяковская • Белорусская • Динамо • Аэропорт • Сокол • Войковская • Водный стадион • Речной вокзал
Динамо
Открыта 11 сентября 1938 г.
Авторы проекта: Я. Г. Лихтенберг, Ю. А. Ревковский.
Скульптор: Е. А. Янсон-Манизер.
Наземные вестибюли станции расположены на правой стороне Ленинградского проспекта, около стадиона "Динамо".
Центральный зал и павильоны украшены барельефами и медальонами с изображениями спортсменов.
Маяковская
Открыта в 1938 г.
Автор проекта: А. Н. Душкин. Инженер: Р. А. Шейнфан. художник: А. А. Дейнека
Станция считается одним из шедевров архитектуры. В облицовке станционного зала использована полированная нержавеющая сталь и отделочный камень различных видов. В 36 куполов свода помещены оригинальные светильники и овальные панно в технике римской мозаики. Цветные мраморные плиты на полу образуют геометрический орнамент. Станция Маяковская была удостоена Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1938 г.
Новокузнецкая
Открыта 20 ноября 1943 г.
Авторы проекта: И. Г. Таранов, Н. А. Быкова.
Скульпторы: Н. В. Томский, А. Е. Зеленский, С. М. Рабинович, Н. М. Штамм.
Художник: А. А. Дейнека.
Наземный вестибюль-ротонда (архитекторы В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин), расположен между улицами Пятницкой и Новокузнецкой. Оформление внутреннего зала станции посвящено теме Великой Отечественной войны. Эскалаторный наклон украшен бронзовой скульптурной вставкой. В торце зала (в переходе) - мозаичное мраморное панно.
Арбатско-Покровская линия
- Количество станций на линии - 21
- Эксплуатационная длина линии - 43,5 км
- Время движения между конечными станциями: 34 мин.
• Парк Победы • Киевская • Смоленская • Арбатская • Площадь Революции • Курская • Бауманская • Электрозаводская • Семеновская • Партизанская • Измайловская • Первомайская • Щелковская
Историю именно Арбатско-Покровской линии можно вести с 1937-1938 гг., когда были введены в эксплуатацию участки от станции "Смоленская" до "Киевской", а затем от станции "Улица Коминтерна" до "Курской". Кстати, вторая часть названия линии появилась по имени станции "Покровская", которая изначально планировалась, но так никогда и не была построена. Обратите внимание, что перегон между станциями "Курская" и "Площадь Революции" существенно длиннее других, на этом перегоне и должна была быть "Покровская".
Бауманская
Открыта 18 января 1944 г.
Авторы проекта: Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич (при участии В. В. Пелевина).
Вход на станцию с Бауманской улицы. Вестибюль украшен мозаичным панно (В. Ф. Бородиченко) и барельефами (И. М. Рабинович). В зале установлены фигуры солдат, партизан и тружеников тыла (скульптор В. А. Андреев).
Киевская
Открыта в 1953 г.
Авторы проекта: Я. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, В. М. Доброковский.
Вестибюль находится в здании Киевского вокзала. В оформлении станции использованы украинские народные орнаменты, фрески, посвященные событиям из истории Украины (художники В. Н. Аракелов, П. М. Михайлов, Л. А. Карнаухов. А. К. Ширяев и др.). На торцевой стене станционного зала - панно, посвященное 300-летию воссоединения Украины с Россией.
Площадь Революции
Открыта 13 марта 1938 г.
Автор проекта: А. Н. Душкин. Скульптор: М. Г. Манизер.
Основной вход расположен на площади Революции (совмещен со входом на станцию метро ’Театральная”); в 1947 г. сооружен выход на Богоявленский переулок и на Никольскую улицу. В нишах зала установлено 76 скульптурных композиций, изображающих рабочих, крестьян, солдат. Скульптуры повторяются по определенной схеме, оригинальных композиций всего 19. Обратите внимание на отполированные нос пограничной собаки и дуло нагана у матроса. Прикоснуться к собачьему носу считается хорошей приметой.
Филевская линия
- Количество станций на линии - 13
- Эксплуатационная длина линии - 14,9 км
- Время движения между конечными станциями: 31 мин.
- Участок "Киевская" - "Кунцевская" - открытый, проходит по поверхности.
- Станции "Студенческая", "Кутузовская", "Фили", "Багратионовская", "Филевский парк", "Пионерская" и "Кунцевская" - наземные.
• Александровский сад • Арбатская • Смоленская • Киевская • Студенческая • Кутузовская • Фили • Багратионовская • Филевский парк • Пионерская • Кунцевская • Молодежная • Крылатское
- Эксплуатационная длина линии - 2,7 км.
- Количество станций на линии - 3
- Время движения между конечными станциями: 7 мин.
• Киевская • Деловой центр • Международная
Александровский сад
Прежние названия: "Улица Коминтерна", "Им. Коминтерна", "Калининская"
Открыта 15 мая 1935 г.
Авторы проекта: А. И. Гонцкевич, С. Сулин.
Наземный вестибюль (архитекторы П. П. Файдыш, С. П. Лавров) сооружен в 1945-1946 гг. в здании Библиотеки им. Ленина (ныне РГБ), вблизи Александровского сада. В вестибюле был установлен бюст М. И. Калинина. В зале в 1950-е гг. - мостики, ведущие в переходы на станции "Библиотека имени Ленина", "Арбатская" и "Боровицкая".
Со станцией связано множество различных легенд. Часть из них относится к периоду, когда закрытая станция использовалась под склад (1953-1958 гг.), другие - с тем, что якобы через станцию проходили (или до сих пор проходят) пути секретного метрополитена из Кремля.
Арбатская
Открыта 15 мая 1935 г.
Автор проекта: Л. С. Теплицкий.
Наземный вестибюль в виде пятиконечной звезды расположен на Арбатской площади.
Кольцевая линия
- Количество станций на линии - 12
- Эксплуатационная длина линии - 19,3 км
- Время движения по всему кольцу: 32 мин.
• Добрынинская • Павелецкая • Таганская • Курская • Комсомольская • Проспект Мира • Новослободская • Белорусская • Краснопресненская • Киевская • Парк культуры • Октябрьская
Кольцевая линия соединяет все радиальные линии метрополитена и семь железнодорожных вокзалов города из девяти (кроме Рижского и Савёловского). Поездка по Кольцевой с выходом на каждой станции - одна из самых простых и при этом насыщенных экскурсий по Московскому метро.
Белорусская
Открыта 30 января 1952 г.
Авторы проекта: И. Г. Таранов, 3. Ф. Абрамова, А. А. Маркова, Я. В. Татаржинская.
Своды потолка декорированы рельефным орнаментом, на центральном своде 12 мозаичных панно на темы из жизни белорусского народа (эскизы художника Г. И. Опрышко). Пол выложенный керамической плиткой, имитирует ковер с белорусским национальным орнаментом. До 1998 г. в торцевой стене станционного зала располагалась скульптурная группа "Советская Белоруссия", но теперь на этом месте находится второй выход - на Лесную улицу. В переходе на Замоскворецкую линию расположена скульптурная группа "Белорусские партизаны" (скульпторы С. М. Орлов, С. М. Рабинович, И. А. Слоним).
Киевская
Открыта 14 марта 1954 г.
Авторы проекта: Е. И. Катонин, В. К. Скугарев. Г. Е. Голубев. Художник: А. В. Мизин.
Основу оформления станции составляют 18 мозаичных панно из смальты и ценных камней на пилонах станционного зала. Все панно выполнены на тему русско-украинской дружбы. Торцевая стена станции украшена мозаичным портретом В. И. Ленина и строкой из гимна СССР. В станционном зале роскошные люстры.
Комсомольская
Открыта 30 января 1952 г.
Автор проекта: А. В. Щусев; соавторы: В. Д. Кокорин. А. Ю. Заболотная, В. С. Варварин, О. А. Великорецкий. Художник П. Д. Корин.
Единственная из московских "вокзальных" станций, по названию которой невозможно понять, какой здесь расположен вокзал. На Комсомольской площади их три - Казанский, Ярославский и Ленинградский.
Станционный зал украшен мозаичными панно с портретами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова, Александра Суворова. Также на стенах помещены барельефы, посвященные военной истории России и победе в Великой Отечественной войне.
Краснопресненская
Открыта 14 марта 1954 г.
Авторы проекта: В. С. Егерев, М. П. Константинов, Ф. А. Новиков, И. А. Покровский.
Оформление станции посвящено революции 1905 г. На арках свода 14 барельефов на революционные темы. У вестибюля, расположенного на улице Красная Пресня, установлена скульптура "Дружинник" (автор А. Е. Зеленский).
Курская
Открыта 1 января 1950 г.
Авторы проекта: Г. А. Захаров. 3. С. Чернышева.
Вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу.
В оформлении станционного зала использованы оригинальные светильники, размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Выходы с эскалаторов объединены вестибюлем, который соединен переходами с залами ожидания, платформами Курского вокзала и выходом на улицу Казакова.
Октябрьская
До 1961 г. - "Калужская"
Открыта 1 января 1950 г.
Авторы проекта: Л. М. Поляков, Б. М. Прикот, В. И. Дмитриев. Скульпторы: Г. И. Мотовилов, С. И. Данилин.
Оформление станции посвящено теме Великой Отечественной войны. В кассовом и эскалаторном залах - барельефы боевых знамен, оружия, фигур девушек, олицетворяющих Славу. В медальонах, окруженных скульптурным орнаментом, помещены изображения советских солдат.
Любопытно, что станция, носившая до 1961 г. название "Калужская", была построена на Октябрьской площади. В 1990-х гг. площади вернули название Калужская, а станция к тому моменту уже была "Октябрьской”.
Павелецкая
Открыта 1 января 1950 г.
Авторы проекта: Н. Я. Колли, И. Н. Кастель.
Над эскалатором помещается масштабное панно "Красная площадь".
Таганская
Открыта 1 января 1950 г.
Авторы проекта: К. С. Рыжков, А. А. Медведев. Скульпторы: Е. П. Блинова, П. А. Баландин.
Эскалаторные туннели разделены промежуточным залом, купол которого украшен панно "Салют Победы" (художник А. К. Ширяева).
Калужско-Рижская линия
- Количество станций на линии - 24
- Эксплуатационная длина линии - 37,6 км
- Время движения между конечными станциями: 56 мин.
• Битцевский парк • Ясенево • Теплый Стан • Коньково • Беляево • Калужская • Новые Черемушки • Профсоюзная • Академическая • Ленинский проспект • Шаболовская • Октябрьская • Третьяковская • Китай-город • Тургеневская • Сухаревская • Проспект Мира • Рижская • Алексеевская • ВДНХ • Ботанический сад • Свиблово • Бабушкинская • Медведково
На линии мало интересных станций, южная часть ветки считается одной из самых непрезентабельных - целый ряд станций построен по типовым, и не самым лучшим проектам. В центре и на севере ветки ситуация не лучше, пожалуй, только "Рижская", "Алексеевская" и "ВДНХ" выглядят привлекательно. Но при этом специального посещения не заслуживают.
Таганско-Краснопресненская линия
- Прежнее название: Ждановско-Краснопресненская
- Количество станций на линии - 19
- Эксплуатационная длина линии - 35,9 км
- Время движения между конечными станциями: 50 мин.
- Одна из самых загруженных линий Московского метрополитена.
• Выхино • Рязанский проспект • Кузьминки • Текстильщики • Волгоградский проспект • Пролетарская • Таганская • Китай-город • Кузнецкий Мост • Пушкинская • Баррикадная • Улица 1905 года • Беговая • Полежаевская • Октябрьское поле • Щукинская • Тушинская • Сходненская • Планерная
На участке "Октябрьское Поле" -"Планерная" была построена станция "Волоколамская". Её можно увидеть, проезжая длинный перегон между "Щукинской" и "Тушинской". Станция расположена под Тушинским аэродромом, на месте которого когда-то собирались строить жилой район. Планы строительства были свернуты, а станция "Волоколамская" так и не открылась. Как и все линии, построенные в 1970-х гг., Таганско-Краснопресненская выглядит скучновато.
Калининская линия
- Количество станций на линии - 8
- Эксплуатационная длина линии - 16,3 км
• Третьяковская • Марксистская • Площадь Ильича • Авиамоторная • Шоссе Энтузиастов • Перово • Новогиреево • Новокосино
Калининская - одна из самых коротких линий Московского метрополитена (короче только Каховская и линия легкого метро). Все станции оформлены в лучших традициях - мраморные стены, гранитные полы, изображения русских художников на "Третьяковской", флорентийская мозаика на "Марксистской". Достаточно мрачно выглядит станция "Шоссе Энтузиастов", её оформление посвящено теме каторги в России (само шоссе Энтузиастов - знаменитый Владимирский тракт).
Серпуховско-Тимирязевская линия
- Количество станций на линии - 25
- Эксплуатационная длина линии - 41,2 км
- Время движения между конечными станциями: 64 мин.
• Бульвар Дмитрия Донского • Аннино • Ул. Академика Янгеля • Пражская • Южная • Чертановская • Севастопольская • Нахимовский проспект • Нагорная • Нагатинская • Тульская • Серпуховская • Полянка • Боровицкая • Чеховская • Цветной бульвар • Менделеевская • Савеловская • Дмитровская • Тимирязевская • Петровско-Разумовская • Владыкино • Отрадное • Бибирево • Алтуфьево
Серпуховско-Тимирязевская линия, пожалуй, самая обычная с точки зрения оформления. Запоминаются только разноцветный мрамор и мозаичные панно на "Нагатинской" и своеобразная скульптурная композиция "Молодая семья" на станции "Полянка".
Люблинская линия
- Количество станций на линии - 17
- Эксплуатационная длина линии - 28,0 км
• Зябликово • Шипиловская • Борисово • Марьино • Братиславская • Люблино • Волжская • Печатники • Кожуховская • Дубровка • Крестьянская Застава • Римская • Чкаловская • Сретенский бульвар • Трубная • Достоевская • Марьина роща
Первая новая линия постсоветской Москвы была открыта в два этапа в 1995-1996 гг. Хотя на ней и нет пышно оформленных станций с богатым убранством залов, линия все же имеет свое лицо. Строились станции по типовым проектам, в оформлении применялись традиционные для Московского метрополитена материалы - гранит, мрамор, мозаичные панно.
В проектировании станции "Римская" принимали участие итальянские архитекторы. В торце центрального входа станции расположена скульптурная композиция с римскими колоннами и неработающим фонтаном. Скульптура изображает младенцев Ромула и Рема.
Каховская линия
- Количество станций на линии - 3
- Эксплуатационная длина линии - 3,3 км
- Время движения между конечными станциями: 5 мин.
• Каховская • Варшавская • Каширская
Бутовская линия легкого метро
- Количество станций на линии - 5
- Эксплуатационная длина линии - 5,5 км
- Время движения между конечными станциями: 7 мин.
• Бунинская аллея • Улица Горчакова • Бульвар Адмирала Ушакова • Улица Скобелевская • Улица Старокачаловская
Первая, и пока единственная, линия лёгкого метро введена в эксплуатацию в 2003 г. Эта ветка позволила связать с основной сетью метрополитена жителей районов Бутова. Большая часть пути проходит по улице, и четыре из пяти станций линии - наземные. Лишь станция "Старокачаловская" находится под землей и имеет общий вестибюль со станцией "Бульвар Дмитрия Донского".