Меню сайта
В закладки
Форма входа
Друзья сайта
Маршрут туриста - путеводитель по странам мира. На сайте Вы найдете обзор стран и городов, маршруты для путешественника, карты и фото, языки мира и разговорники. С нами турист будет чувствовать себя уверенно не только в России, но и в любой точке мира. Мы размещаем на сайте только самую актуальную информацию, касающуюся достопримечательностей, а наши практические советы сделают перемещение по самому экзотическому городу безопасным и приятным. Будем рады видеть всех путешественников на нашем сайте!
Линии и станции

Схема линий московского метрополитенаВ этом разделе даны краткие описания всех 12 линий московского метро. Кроме того, отмечены некоторые станции, на которые стоит обратить осо­бое внимание.

Сокольническая линия

Замоскворецкая линия

Арбатско-Покровская линия

Филевская линия

Кольцевая линия

Калужско-Рижская линия

Таганско-Краснопресненская линия

Калининская линия

Серпуховско-Тимирязевская линия

Люблинская линия

Каховская линия

Бутовская линия легкого метро

Сокольническая линия

  • Прежнее название: Кировско-Фрунзенская линия
  • Эксплуатационная длина линии - 26,1 км.
  • Количество станций на линии - 19
  • Время движения между конечными станциями: 41 мин.

Юго-Западная Проспект Вернадского Университет Воробьевы горы Спортивная Фрунзенская Парк культуры Кропоткинская Библиотека им. Ленина Охотный Ряд Лубянка Чистые пруды Красные Ворота Комсомольская Красносельская Сокольники Преображенская площадь Черкизовская Улица Подбельского

Самая первая линия Московского метрополитена открыта в 1935 году. Первый введённый в строй участок связывал станцию "Сокольники" со станцией "Парк культуры" (многие помнят песню Леонида Осиповича Утёсова: Чтоб запрячь тебя, я утром направляюся от "Сокольников" до "Парка" на метро).

Красные воротаКрасные Ворота

С 1962 по 1986 г. - Лермонтовская
Открыта 15 мая 1935 г.

Авторы проекта: И. А. Фомин, Н. Н. Андриканис, Н. А. Ладовский (наземный вестибюль).

Два выхода станции расположены по обе стороны Садового кольца. Вестибюль, выходящий на площадь Красные Ворота, в виде раковины. Другой выход был открыт в 1954 г. в высотном здании (архитектор А. Н. Душкин).

В 1938 г. на Международной всемирной ярмарке в Париже проект станции получил Гран-при.

Кропоткинская

До 1957 г. - Дворец Советов
Открыта 15 мая 1935 г.

Авторы проекта: А. Н. Душкин, Я. Г. Яихтенберг.

Наземный вестибюль находится в начале Гоголевского бульвара. Есть также выход на улицу Волхонка.

На международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) проект получил Гран-при. В 1941 г. создателям станции присуждена Государственная премия СССР в области архитектуры и строительства.

Одно время активно эксплуатировалась легенда, что станция облицована мрамором, снятым со стен снесенного храма Христа Спасителя. Эта информация не соответствует действительности - первоначально стены были облицованы плиткой, лишь впоследствии замененной уральским мрамором.

станция СокольникиСокольники

Открыта 15 мая 1935 г.

Авторы проекта: И. Г. Таранов, Н. А. Быкова.

Павильон станции, расположенный на аллее, ведущей к ПКиО "Сокольники", построен в виде арки с двусторонним выходом. В 1937 г. на Международной всемирной ярмарке в Париже проект станции был удостоен Гран-при.

Чистые пруды

До 1990 г. - Кировская
Открыта 15 мая 1935 г.

Авторы проекта: Н. Я. Колли, при участии Н. А. Шухарева, Л. Н. Попова, А. Ф. Фокиной.

Павильон наземного вестибюля расположен в начале Чистопрудного бульвара. У станции есть также второй выход, объединенный со станцией Тургеневская Калужско-Рижской линии. Изначально станция была построена без центрального зала и нынешний вид приобрела в начале 1970-х гг.

Во время войны на станции располагались отделы Генерального штаба и командования ПВО. Поезда на Кировской не останавливались.

Замоскворецкая линия

  • Прежнее название: Горьковско-Замоскворецкая линия
  • Эксплуатационная длина линии - 36,9 км.
  • Количество станций на линии - 20
  • Время движения между конечными станциями: 54 мин.

Красногвардейская Домодедовская Орехово Царицыно Кантемировская Каширская Коломенская Автозаводская Павелецкая Новокузнецкая Театральная Тверская Маяковская Белорусская Динамо Аэропорт Сокол Войковская Водный стадион Речной вокзал

Динамо

Открыта 11 сентября 1938 г.

Авторы проекта: Я. Г. Лихтенберг, Ю. А. Ревковский.

Скульптор: Е. А. Янсон-Манизер.

Наземные вестибюли станции расположены на правой стороне Ленинградского проспекта, около стадиона "Динамо".

Центральный зал и павильоны украшены барельефами и медальонами с изображениями спортсменов.

Маяковская

Открыта в 1938 г.

Автор проекта: А. Н. Душкин. Инженер: Р. А. Шейнфан. художник: А. А. Дейнека

Станция считается одним из шедевров архитектуры. В облицовке станционного зала использована полированная нержавеющая сталь и отделочный камень различных видов. В 36 куполов свода помещены оригинальные светильники и овальные панно в технике римской мозаики. Цветные мраморные плиты на полу образуют геометрический орнамент. Станция Маяковская была удостоена Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1938 г.

Новокузнецкая

Открыта 20 ноября 1943 г.

Авторы проекта: И. Г. Таранов, Н. А. Быкова.

Скульпторы: Н. В. Томский, А. Е. Зеленский, С. М. Рабинович, Н. М. Штамм.

Художник: А. А. Дейнека.

Наземный вестибюль-ротонда (архитекторы В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин), расположен между улицами Пятницкой и Новокузнецкой. Оформление внутреннего зала станции посвящено теме Великой Отечественной войны. Эскалаторный наклон украшен бронзовой скульптурной вставкой. В торце зала (в переходе) - мозаичное мраморное панно.

Арбатско-Покровская линия

  • Количество станций на линии - 21
  • Эксплуатационная длина линии - 43,5 км
  • Время движения между конечными станциями: 34 мин.

Парк Победы Киевская Смоленская Арбатская Площадь Революции Курская Бауманская Электрозаводская Семеновская Партизанская Измайловская Первомайская Щелковская

Историю именно Арбатско-Покровской линии можно вести с 1937-1938 гг., когда были введены в эксплуатацию участки от станции "Смоленская" до "Киевской", а затем от станции "Улица Коминтерна" до "Курской". Кстати, вторая часть названия линии появилась по имени станции "Покровская", которая изначально планировалась, но так никогда и не была построена. Обратите внимание, что перегон между станциями "Курская" и "Площадь Революции" существенно длиннее других, на этом перегоне и должна была быть "Покровская".

Бауманская

Открыта 18 января 1944 г.

Авторы проекта: Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич (при участии В. В. Пелевина).

Вход на станцию с Бауманской улицы. Вестибюль украшен мозаичным панно (В. Ф. Бородиченко) и барельефами (И. М. Рабинович). В зале установлены фигуры солдат, партизан и тружеников тыла (скульптор В. А. Андреев).

Киевская

Открыта в 1953 г.

Авторы проекта: Я. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, В. М. Доброковский.

Вестибюль находится в здании Киевского вокзала. В оформлении станции использованы украинские народные орнаменты, фрески, посвященные событиям из истории Украины (художники В. Н. Аракелов, П. М. Михайлов, Л. А. Карнаухов. А. К. Ширяев и др.). На торцевой стене станционного зала - панно, посвященное 300-летию воссоединения Украины с Россией.

Площадь Революции

Открыта 13 марта 1938 г.

Автор проекта: А. Н. Душкин. Скульптор: М. Г. Манизер.

Основной вход расположен на площади Революции (совмещен со входом на станцию метро ’Театральная”); в 1947 г. сооружен выход на Богоявленский переулок и на Никольскую улицу. В нишах зала установлено 76 скульптурных композиций, изображающих рабочих, крестьян, солдат. Скульптуры повторяются по определенной схеме, оригинальных композиций всего 19. Обратите внимание на отполированные нос пограничной собаки и дуло нагана у матроса. Прикоснуться к собачьему носу считается хорошей приметой.

Филевская линия

  • Количество станций на линии - 13
  • Эксплуатационная длина линии - 14,9 км
  • Время движения между конечными станциями: 31 мин.
  • Участок "Киевская" - "Кунцевская" - открытый, проходит по поверхности.
  • Станции "Студенческая", "Кутузовская", "Фили", "Багратионовская", "Филевский парк", "Пионерская" и "Кунцевская" - наземные.

Александровский сад Арбатская Смоленская • Киевская Студенческая Кутузовская • Фили Багратионовская Филевский парк Пионерская Кунцевская Молодежная Крылатское

  • Эксплуатационная длина линии - 2,7 км.
  • Количество станций на линии - 3
  • Время движения между конечными станциями: 7 мин.

Киевская Деловой центр Международная

Александровский сад

Прежние названия: "Улица Коминтерна", "Им. Коминтерна", "Калининская"
Открыта 15 мая 1935 г.

Авторы проекта: А. И. Гонцкевич, С. Сулин.

Наземный вестибюль (архитекторы П. П. Файдыш, С. П. Лавров) сооружен в 1945-1946 гг. в здании Библиотеки им. Ленина (ныне РГБ), вблизи Александровского сада. В вестибюле был установлен бюст М. И. Калинина. В зале в 1950-е гг. - мостики, ведущие в переходы на станции "Библиотека имени Ленина", "Арбатская" и "Боровицкая".

Со станцией связано множество различных легенд. Часть из них относится к периоду, когда закрытая станция использовалась под склад (1953-1958 гг.), другие - с тем, что якобы через станцию проходили (или до сих пор проходят) пути секретного метрополитена из Кремля.

Арбатская

Открыта 15 мая 1935 г.

Автор проекта: Л. С. Теплицкий.

Наземный вестибюль в виде пятиконечной звезды расположен на Арбатской площади.

Кольцевая линия

  • Количество станций на линии - 12
  • Эксплуатационная длина линии - 19,3 км
  • Время движения по всему кольцу: 32 мин.

Добрынинская Павелецкая Таганская Курская Комсомольская Проспект Мира Новослободская Белорусская Краснопресненская Киевская Парк культуры Октябрьская

Кольцевая линия соединяет все радиальные линии метрополитена и семь железнодорожных вокзалов города из девяти (кроме Рижского и Савёловского). Поездка по Кольцевой с выходом на каждой станции - одна из самых простых и при этом насыщенных экскурсий по Московскому метро.

Белорусская

Открыта 30 января 1952 г.

Авторы проекта: И. Г. Таранов, 3. Ф. Абрамова, А. А. Маркова, Я. В. Татаржинская.

Своды потолка декорированы рельефным орнаментом, на центральном своде 12 мозаичных панно на темы из жизни белорусского народа (эскизы художника Г. И. Опрышко). Пол выложенный керамической плиткой, имитирует ковер с белорусским национальным орнаментом. До 1998 г. в торцевой стене станционного зала располагалась скульптурная группа "Советская Белоруссия", но теперь на этом месте находится второй выход - на Лесную улицу. В переходе на Замоскворецкую линию расположена скульптурная группа "Белорусские партизаны" (скульпторы С. М. Орлов, С. М. Рабинович, И. А. Слоним).

Киевская

Открыта 14 марта 1954 г.

Авторы проекта: Е. И. Катонин, В. К. Скугарев. Г. Е. Голубев. Художник: А. В. Мизин.

Основу оформления станции составляют 18 мозаичных панно из смальты и ценных камней на пилонах станционного зала. Все панно выполнены на тему русско-украинской дружбы. Торцевая стена станции украшена мозаичным портретом В. И. Ленина и строкой из гимна СССР. В станционном зале роскошные люстры.

Комсомольская

Открыта 30 января 1952 г.

Автор проекта: А. В. Щусев; соавторы: В. Д. Кокорин. А. Ю. Заболотная, В. С. Варварин, О. А. Великорецкий. Художник П. Д. Корин.

Единственная из московских "вокзальных" станций, по названию которой невозможно понять, какой здесь расположен вокзал. На Комсомольской площади их три - Казанский, Ярославский и Ленинградский.

Станционный зал украшен мозаичными панно с портретами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова, Александра Суворова. Также на стенах помещены барельефы, посвященные военной истории России и победе в Великой Отечественной войне.

Краснопресненская

Открыта 14 марта 1954 г.

Авторы проекта: В. С. Егерев, М. П. Константинов, Ф. А. Новиков, И. А. Покровский.

Оформление станции посвящено революции 1905 г. На арках свода 14 барельефов на революционные темы. У вестибюля, расположенного на улице Красная Пресня, установлена скульптура "Дружинник" (автор А. Е. Зеленский).

Курская

Открыта 1 января 1950 г.

Авторы проекта: Г. А. Захаров. 3. С. Чернышева.

Вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу.

В оформлении станционного зала использованы оригинальные светильники, размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Выходы с эскалаторов объединены вестибюлем, который соединен переходами с залами ожидания, платформами Курского вокзала и выходом на улицу Казакова.

Октябрьская

До 1961 г. - "Калужская"
Открыта 1 января 1950 г.

Авторы проекта: Л. М. Поляков, Б. М. Прикот, В. И. Дмитриев. Скульпторы: Г. И. Мотовилов, С. И. Данилин.

Оформление станции посвящено теме Великой Отечественной войны. В кассовом и эскалаторном залах - барельефы боевых знамен, оружия, фигур девушек, олицетворяющих Славу. В медальонах, окруженных скульптурным орнаментом, помещены изображения советских солдат.

Любопытно, что станция, носившая до 1961 г. название "Калужская", была построена на Октябрьской площади. В 1990-х гг. площади вернули название Калужская, а станция к тому моменту уже была "Октябрьской”.

Павелецкая

Открыта 1 января 1950 г.

Авторы проекта: Н. Я. Колли, И. Н. Кастель.

Над эскалатором помещается масштабное панно "Красная площадь".

Таганская

Открыта 1 января 1950 г.

Авторы проекта: К. С. Рыжков, А. А. Медведев. Скульпторы: Е. П. Блинова, П. А. Баландин.

Эскалаторные туннели разделены промежуточным залом, купол которого украшен панно "Салют Победы" (художник А. К. Ширяева).

Калужско-Рижская линия

  • Количество станций на линии - 24
  • Эксплуатационная длина линии - 37,6 км
  • Время движения между конечными станциями: 56 мин.

Битцевский парк Ясенево Теплый Стан Коньково Беляево Калужская Новые Черемушки Профсоюзная Академическая Ленинский проспект Шаболовская Октябрьская Третьяковская Китай-город Тургеневская Сухаревская Проспект Мира Рижская Алексеевская ВДНХ Ботанический сад Свиблово Бабушкинская Медведково

На линии мало интересных станций, южная часть ветки считается одной из самых непрезентабельных - целый ряд станций построен по типовым, и не самым лучшим проектам. В центре и на севере ветки ситуация не лучше, пожалуй, только "Рижская", "Алексеевская" и "ВДНХ" выглядят привлекательно. Но при этом специального посещения не заслуживают.

Таганско-Краснопресненская линия

  • Прежнее название: Ждановско-Краснопресненская
  • Количество станций на линии - 19
  • Эксплуатационная длина линии - 35,9 км
  • Время движения между конечными станциями: 50 мин.
  • Одна из самых загруженных линий Московского метрополитена.

Выхино Рязанский проспект Кузьминки Текстильщики Волгоградский проспект Пролетарская Таганская Китай-город • Кузнецкий Мост Пушкинская Баррикадная Улица 1905 года Беговая Полежаевская Октябрьское поле Щукинская Тушинская Сходненская Планерная

На участке "Октябрьское Поле" -"Планерная" была построена станция "Волоколамская". Её можно увидеть, проезжая длинный перегон между "Щукинской" и "Тушинской". Станция расположена под Тушинским аэродромом, на месте которого когда-то собирались строить жилой район. Планы строительства были свернуты, а станция "Волоколамская" так и не открылась. Как и все линии, построенные в 1970-х гг., Таганско-Краснопресненская выглядит скучновато.

Калининская линия

  • Количество станций на линии - 8
  • Эксплуатационная длина линии - 16,3 км

Третьяковская Марксистская Площадь Ильича Авиамоторная Шоссе Энтузиастов Перово Новогиреево Новокосино

Калининская - одна из самых коротких линий Московского метрополитена (короче только Каховская и линия легкого метро). Все станции оформлены в лучших традициях - мраморные стены, гранитные полы, изображения русских художников на "Третьяковской", флорентийская мозаика на "Марксистской". Достаточно мрачно выглядит станция "Шоссе Энтузиастов", её оформление посвящено теме каторги в России (само шоссе Энтузиастов - знаменитый Владимирский тракт).

Серпуховско-Тимирязевская линия

  • Количество станций на линии - 25
  • Эксплуатационная длина линии - 41,2 км
  • Время движения между конечными станциями: 64 мин.

Бульвар Дмитрия Донского Аннино Ул. Академика Янгеля Пражская Южная Чертановская Севастопольская Нахимовский проспект Нагорная Нагатинская Тульская Серпуховская Полянка Боровицкая Чеховская Цветной бульвар Менделеевская Савеловская Дмитровская Тимирязевская Петровско-Разумовская Владыкино Отрадное Бибирево Алтуфьево

Серпуховско-Тимирязевская линия, пожалуй, самая обычная с точки зрения оформления. Запоминаются только разноцветный мрамор и мозаичные панно на "Нагатинской" и своеобразная скульптурная композиция "Молодая семья" на станции "Полянка".

Люблинская линия

  • Количество станций на линии - 17
  • Эксплуатационная длина линии - 28,0 км

Зябликово Шипиловская Борисово Марьино Братиславская Люблино Волжская Печатники Кожуховская Дубровка Крестьянская Застава Римская Чкаловская Сретенский бульвар Трубная Достоевская Марьина роща

Первая новая линия постсоветской Москвы была открыта в два этапа в 1995-1996 гг. Хотя на ней и нет пышно оформленных станций с богатым убранством залов, линия все же имеет свое лицо. Строились станции по типовым проектам, в оформлении применялись традиционные для Московского метрополитена материалы - гранит, мрамор, мозаичные панно.

В проектировании станции "Римская" принимали участие итальянские архитекторы. В торце центрального входа станции расположена скульптурная композиция с римскими колоннами и неработающим фонтаном. Скульптура изображает младенцев Ромула и Рема.

Каховская линия

  • Количество станций на линии - 3
  • Эксплуатационная длина линии - 3,3 км
  • Время движения между конечными станциями: 5 мин.

Каховская Варшавская Каширская

Бутовская линия легкого метро

  • Количество станций на линии - 5
  • Эксплуатационная длина линии - 5,5 км
  • Время движения между конечными станциями: 7 мин.

Бунинская аллея Улица Горчакова Бульвар Адмирала Ушакова Улица Скобелевская Улица Старокачаловская

Первая, и пока единственная, линия лёгкого метро введена в эксплуатацию в 2003 г. Эта ветка позволила связать с основной сетью метрополитена жителей районов Бутова. Большая часть пути проходит по улице, и четыре из пяти станций линии - наземные. Лишь станция "Старокачаловская" находится под землей и имеет общий вестибюль со станцией "Бульвар Дмитрия Донского".

Поиск
 
 
Ремонт своими руками © 2024