Меню сайта
В закладки
Форма входа
Друзья сайта
Маршрут туриста - путеводитель по странам мира. На сайте Вы найдете обзор стран и городов, маршруты для путешественника, карты и фото, языки мира и разговорники. С нами турист будет чувствовать себя уверенно не только в России, но и в любой точке мира. Мы размещаем на сайте только самую актуальную информацию, касающуюся достопримечательностей, а наши практические советы сделают перемещение по самому экзотическому городу безопасным и приятным. Будем рады видеть всех путешественников на нашем сайте!
Архитектура Москвы

Архитектура - искусство проектировать, строить здания и сооружения. Архитектура непременно создаёт материально организованную среду, необходимую людям для их жизнедеятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно.

Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создаётся в соответствии с возможностями и потребностями людей.

Предметом работы с пространством является и организация населённого места в целом. Это выделилось в отдельное направление - градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства. Почти все известные градостроители имели архитектурное образование.

В этом разделе даются адреса только тех достопримечательностей, которые не описаны далее в тексте. Указанные станции метро являются ближайшими к означенному зданию, однако могут находиться на некотором расстоянии. Все названия стилей, использованные в этом тексте, относятся только к истории русского искусства. Сходные названия, касающиеся архитектуры Западной Европы, могут обозначать нечто иное.

Основание МосквыДо конца ⅩⅦ столетия Москва была в основном деревянной. Над серебристо-серыми в сухую погоду или темно-серыми в дождь небольшими домами возвышались каменные крепостные стены и башни Кремля, Китай-города, Белого города, монастырей. Сразу выделялись соборы, приходские церкви, колокольни, стены которых были окрашены в яркие цвета. Сегодня об этом напоминают церковь Николы в Хамовниках; церковь Григория Неокесарийского. Каменные (кирпичные) жилые дома были редкостью, а верхние этажи, где располагались жилые комнаты, в любом случае делались деревянными. Считалось, что жить в деревянном доме полезнее для здоровья и приятнее. В Москве полностью не сохранилось ни одной деревянной постройки, возведенной раньше начала ⅩⅨ века, т. е. представить себе, как выглядел тогда город, можно только по старым гравюрам и планам. Самый древний из ныне существующих и самый значительный памятник Москвы — Спасский собор Андроникова монастыря - Музей Рублёва.

В облике ранних московских церквей видны черты, характерные для традиции архитектуры Владимирского княжества, основу которой составляет сочетание византийских форм с деталями и техникой зодчества романской Европы, в свою очередь восходящими к архитектуре Древнего Рима. Несколько таких храмов сохранилось в окрестностях Москвы: Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде и два в Звенигороде — Успенский собор на Городке и Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря.

Следующий этап развития архитектуры Москвы наступил во второй половине ⅩⅤ века, когда для возведения нового Кремля были приглашены итальянские архитекторы и инженеры: Аристотель Фиораванти, Пьетро Солари, Алевиз Новый (Альвизо Ламберти да Монтаньяно) и др. Их усилиями приемы и формы итальянского ренессанса, поздней готики соединились со старыми московскими традициями. Итальянцами построены стены и башни Кремля, Грановитая палата, Успенский и Архангельский соборы Кремля и др. Могучее пятиглавие, единое свободное пространство Успенского собора и особенно архитектурные детали Архангельского собора вдохновляли московских строителей еще не менее двухсот лет.

Особые, утонченные, рафинированные формы и детали имеют постройки времени Бориса Годунова. Предполагают, что лучшие из них мог строить государев мастер Фёдор Конь. Из годуновских построек — церковь Троицы в Хорошеве, построенная в его вотчине (Карамышевская набережная, дом 15. Станция метро Полежаевская) и Малый собор Донского монастыря.

Простые посадские храмы ⅩⅥ века тоже не избежали итальянского влияния, выразившегося в формах деталей: цоколя, карнизов и т. п. Это очень небольшие, сомасштабные человеку сооружения: церковь Мученика Трифона в Напрудном, церковь Зачатия Анны "что в углу" Китайгородской стены. Из гражданских зданий назовём палаты Старого Английского двора ⅩⅥ века.

Смена династии, Смута, иностранная интервенция начала ⅩⅦ века полностью разорили страну. Каменное строительство нескоро возобновилось в былом объёме.

Зодчество ⅩⅦ века отличает живописность, равновесие несимметричных объемов зданий. И хотя на одном здании иногда сложно найти два одинаковых наличника на окнах, в целом оно имеет гармоничный, яркий по цвету архитектурный облик. Храмы ⅩⅦ века в большинстве своём не сохранили первоначальную раскраску, обновляя, их белили или в крайнем случае оформляли в красных и белых цветах. Приведём несколько примеров лучших храмов ⅩⅦ столетия: церковь Троицы в Никитниках, церковь Иоанна Богослова на Бронной середины ⅩⅦ века, ансамбль Крутицкого подворья, церковь Григория Неокесарийского, церковь Успения в Гончарах (Гончарная улица, дом 29. Станция метро Таганская). К сожалению, имена мастеров, строивших храмы в ⅩⅦ веке, чаще всего неизвестны.

Гражданские постройки середины ⅩⅦ века также отличает свободная композиция и разнообразие декоративных деталей. Самые примечательные частные дома ⅩⅦ века: палаты Романовых — Старый Государев двор; палаты Симона Ушакова второй половины ⅩⅦ века (Ипатьевский переулок, дом 12. Станция метро Китай-город), палаты Аверкия Кириллова, с церковью Николы на Берсеневке (Берсеневская набережная, дом 8. Станция метро Третьяковская).

Особое место занимает царский Теремной дворец в Кремле, построенный на старых двухэтажных подклетах ⅩⅤ века. Его авторы — Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарубин и Ларион Ушаков. "Пречудные палаты" — многоярусное здание с "теремком златоверхим" (полагают, что крыша дворца была позолочена) украшены резными наличниками, по форме своей восходящими к немецким аналогам эпохи Ренессанса.

Совсем небольшой промежуток времени (1680-1690 годы) дал Москве неповторимые по красоте постройки нарышкинского, или московского барокко. Только в нашем городе и в Подмосковье можно увидеть эти своеобразные здания, в других местах они имеют свои стилевые особенности и сильно отличаются от московских. Нарышкинские храмы украшены богатой белокаменной резьбой наличников, с фигурными гребнями над венчающими стены карнизами, с золочёными гранёными главами, увенчанными сложными ажурными коваными крестами. Чаще всего белые декоративные элементы размещены на красном гладком поле стены. Лучшие постройки нарышкинского барокко: церковь Покрова в Филях; церковь Троицы в Троице-Лыкове; церковь Воскресения в Кадашах; Крутицкий терем — ворота въезда в резиденцию митрополита Крутицкого — Крутицкое подворье.

Храм Петра и Павла в Новой Басманной слободе 1882 годНарышкинское барокко стало последним достижением старой московской архитектуры. Пришло новое время реформ. Столица была перенесена в Петербург, мода изменилась, и старые мастера остались не у дел. Следующий этап московской архитектуры — европейский стиль барокко, к приходу которого москвичи были уже готовы. Сначала, в царствование Петра Великого, все силы были направлены на возведение новой столицы. В 1714 году даже вышел указ о запрещении на несколько лет любого каменного строительства в России. То, что было построено, стилистически ориентировалось на Голландию и Северную Европу. В Москве одним из таких сооружений стала церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице. Скромный в отделке храм, увенчанный не главой, а шпилем, строился по рисунку царя Петра Ⅰ и на его средства.

Пожалуй, одним из первых домов с чертами новой архитектуры стала усадьба расположенная по адресу: улица Большая Лубянка, дом 14 (Станция метро Лубянка). Дом в глубине парадного двора был построен на рубеже ⅩⅦ-ⅩⅧ веков. В отличие от петербургских построек весь его фасад покрыт белокаменной резьбой. И её характер уже ближе к европейскому барокко, чем к нарышкинскому.

В середине ⅩⅧ столетия, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, архитектура Москвы и Петербурга становится более схожей, сохраняя тем не менее заметные различия. Московский вариант елизаветинского барокко не так "правилен", он скромнее и одновременно тоньше. Там — столица, Зимний и Смольный, здесь — частные дома и приходские храмы. В других городах России облик барочной архитектуры ещё скромнее. В качестве примера богатого частного дома можно назвать прекрасно сохранившуюся усадьбу Апраксиных-Трубецких на Покровке, построенную в 1760-х годах. Несколько тяжеловатый, бирюзовый трёхэтажный дом получил прозвище "дом-комод". Неподалёку стоит ещё один недавно отреставрированный дом Долгоруких (Колпачный переулок, дом 6. Станция метро Китай-город). Характерный для Москвы храм 1750-х годов — церковь Николы что в Заяицком в Замоскворечье на берегу Москвы-реки. Здесь же можно полюбоваться кованой решёткой ограды и увидеть образец рядового здания ⅩⅧ века — дом причта церкви Николы (2-й Раушский переулок, дом  4. Станция метро Новокузнецкая). Для сравнения назовём одну постройку, выдержанную в стиле столичного, петербургского варианта барокко, — непривычно монументальная для Москвы приходская церковь Климента, Папы Римского или Церковь Спаса Преображения на Ленивом Торжке.

Конец ⅩⅧ века для Москвы — эпоха высокого классицизма. Как всегда, Москва выработала свой вариант стиля: праздничный, торжественный и одновременно тёплый, человечный. После указа Петра Ⅲ о вольности дворянства в Москве начинают селиться вышедшие в отставку помещики. Разворачивается строительство богатых городских усадеб с главным домом, флигелями, служебными корпусами. Как примеры: усадьба А. К. Разумовского на Гороховом поле (улица Казакова, дом 18/20. Станция метро Курская), дом Н. И. Барышникова на Мясницкой; дом П. Е. Пашкова на Моховой. Появляются новые, богато отделанные приходские храмы классической архитектуры — церковь Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе; церковь Мартина Исповедника в Алексеевской слободе.

Строятся большие общественные здания, и по сей день играющие важную роль в панораме города: Голицынская больница с больничной церковью, дом Благородного собрания (при советской власти — Дом союзов), известный своим Колонным залом.

Большинство зданий украшено портиками, на стенах — небольшие медальоны или ниши с рельефами. Насыщенные яркие краски барокко уступили место светлым жёлтым, палевым, жемчужно-серым.

Сенат с круглым Екатерининским заломУже при Екатерине Великой в столице, в Петербурге, задумывались о перераспределении столичных функций. В Москву были переведены два департамента Сената. Для них в Кремле построили специальное здание с круглым Екатерининским залом, сейчас это Кремлёвская резиденция президента России. Строгость и упорядоченность классицизма в архитектуре требовала контраста, чего-то романтического, обращённого к истории. И такие постройки появились. Поводом послужило празднование победы над Турцией летом 1775 года. По проекту Василия Ивановича Баженова на Ходынском поле (Ленинградский проспект, 31-43. Станция метро Динамо) были построены лёгкие павильоны: "Азовский замок", "Крепость Кинбург", "Город Таганрог" и др. — целый город романтической "готической" архитектуры. "Готическая" понималась как древняя, необычная, непохожая на существующую.

С этого времени подобные постройки стали появляться и в усадьбах. В Москве существуют два больших великолепных комплекса: Петровский подъездной дворец и загородная императорская усадьба Царицыно с дворцами, павильонами, мостами, парком. Её строительство началось в 1776 году, но так и не было завершено.

Пожар в Москве. 1812 годРубежом, полностью изменившим характер города, стала Отечественная война 1812 года. После вторжения в Москву французской армии и печально известного пожара уцелела только пятая часть зданий.

Восстановительные работы шли очень быстро. Были подготовлены типовые проекты жилых сооружений для людей разного достатка. Эти проекты горожане приспосабливали для себя. Так что найти два совершенно одинаковых дома было трудно. Вылепленные, из гипса, архитектурные детали: венки, гирлянды, рельефы и т.п. — можно было купить на рынке, выбор был велик, и всякий находил товар на свой вкус. Сгоревшие городские усадьбы восстанавливали в соответствии с модой. Так Москва получила своеобразный, но гармоничный облик и воспринималась как единый архитектурный ансамбль. Стиль получил название "московского ампира". "Ампир" в переводе с французского языка означает "имперский". Во Франции, на родине ампира, это стиль империи Наполеона — торжественный, помпезный, яркий. В Москве же ампир — сентиментальный, лёгкий, лаконичный. Какие-то детали схожи, но в целом — совершенно другое явление.

Примеры рядовых московских домов, построенных после пожара 1812 года: деревянный дом во Власьевском переулке; деревянный дом В. И. Штейнгеля (Гагаринский переулок, дом 15. Станция метро Кропоткинская); деревянный дом Г. А. Палибина (улица Бурденко, дом 23. Станции метро Киевская, Смоленская, Парк культуры).

К середине ⅩⅨ столетия классицизм в архитектуре уже не пользовался популярностью и воспринимался как казённый, официальный стиль. Более привлекательным считалось разнообразие, проектирование "в стилях", когда соседствуют дома разных направлений в архитектуре. Здесь и ренессанс, и барокко, и готика, и русский стиль. Наступает период, который прежде именовали эклектикой, теперь — романтизмом: Ивановский монастырь (улица Забелина, дом 4. Станция метро Китай-город); Московский архитектурный институт — бывшая усадьба П. П. Воронцова; особняк А. А. Морозова на Воздвиженке; усадьба В. Е. Морозова (Подсосенский переулок, дом 21. Станции метро Чкаловская, Курская).

Часовня-памятник гренадёрам — героям ПлевныОдновременно с появлением зданий, сочетающих элементы разных архитектурных стилей, начинает развиваться собственно "русский стиль". Строятся дома, которые, сохраняя планировку и структуру, свойственную классицизму, были оформлены русскими деталями и в целом воспринимались как произведения национальной архитектуры: Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Кремле; храм Христа Спасителя; часовня-памятник гренадёрам — героям Плевны; колокольня церкви Св. Софии на Софийской набережной.

С середины ⅩⅨ века начинает развиваться более демократическая ветвь "русского стиля". В её основе лежала ориентированность в основном на формы национального зодчества ⅩⅦ века. В постройках широко используются мотивы и детали русской деревянной жилой архитектуры, декоративные элементы, заимствованные из вышивки и других форм народного искусства: Исторический музей; городская дума, в которой с 1936 по 1993 год размещался Музей В.И. Ленина; Верхние торговые ряды, ныне Торговый дом ГУМ.

В конце ⅩⅨ - начале ⅩⅩ века в новых застройках Москвы господствует так называемый неорусский стиль. Это не было простым копированием древнерусских образцов, но стремлением к обобщению форм, сближению живописи, прикладного искусства и архитектуры: Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, дом 10. Станция метро Третьяковская), похожий на терем двухэтажный особняк (Пречистенская набережная, дом 29. Станция метро Кропоткинская), дом П. Н. Перцова — ныне одно из зданий Главного управления дипломатического корпуса (Пречистенская набережная, дом 35. Станция метро Кропоткинская), старообрядческая церковь Покрова Богородицы Успенско-Покровской общины в Малом Гавриковом переулке; старообрядческая церковь Воскресения и Покрова (Токмаков переулок, дом 17. Станция метро Бауманская); старообрядческая церковь Покрова (Турчанинов переулок, дом 4. Станция метро Парк культуры); Ярославский вокзал.

В конце ⅩⅨ - начале ⅩⅩ века в Москве, как и во всей Европе, главенствует стиль модерн.

Его московский вариант сильно отличается от петербургского: он мягче, живописнее, его формы более тягучи. Мастера модерна воспринимали здание как целостный организм. Большое внимание уделялось качеству отделки, материалам. Планировка была всегда продумана до мелочей, господствовали свободные асимметричные композиции объёмов. Выдающиеся представители модерна в Москве — архитекторы А. Н. Кекушев. А. В. Эрихсон. Ф. О. Шехтель. В качестве примеров авторской работы Шехтеля можно назвать: дом С. П. Рябушинского — Музей-квартира А. М. Горького; дом А. И. Дерожинской (Кропоткинский переулок, дом 12. Станция метро Парк культуры); собственный дом Ф. О. Шехтеля. Особняки работы архитектора Л. Н. Кекушева: дом П. А. Миндовского (Поварская улица, дом 44/2. Станция метро Арбатская); собственный дом Кекушева (Глазовский переулок, дом 8. Станция метро Смоленская); доходный дом Кекушевой; редакция газеты "Русское слово" (в советское время - газеты "Труд").

В 1890-е годы в Москве получил развитие недавно появившийся тип зданий — многоэтажные доходные дома, строившиеся специально для сдачи квартир внаём. Интересно, что возможность начать массовое строительство таких домов появилась только после устройства городской канализации. В октябре 1887 года московский городской голова Николай Александрович Алексеев (двоюродный брат Константина Сергеевича Станиславского) внёс в городскую думу предложение о строительстве системы канализации в Москве. 16 июня 1898 года (по старому стилю) первая очередь канализации была открыта. Сразу же в охваченных системой частях города начали строить дома в 4-6 этажей. Их фасады часто украшались деталями всевозможных стилей — от китайского до египетского, от готического до модерна и классицизма. До сих пор доходные дома конца ⅩⅨ - начала ⅩⅩ века определяют облик центральной части Москвы: магазин "Чай" т-ва Перлова в китайском стиле; дом в стиле модерн (Тверская улица, дом 10. Станции метро Пушкинская, Тверская); готический дом (Пятницкая улица, дом 65. Станция метро Добрынинская); дом в стиле модерн (Подсосенский переулок, дом 18. Станция метро Курская); египетский дом (Мясницкий проезд, дом 3. Станция метро Красные Ворота); дом страхового общества "Россия" в стиле ренессанс и многие другие.

Собственный дом Шехтеля на Большой СадовойЕщё одно порождение модерна — неоклассика, возникшая как желание упорядочить стихию форм модерна, используя традиции классицизма, взятые не буквально, а с учётом последних достижений архитектуры. Тем более, что с началом первой мировой войны в 1914 году многие стали воспринимать модерн, ассоциировавшийся с искусством Вены, как стиль противника. Примеры: дом Н. П. Миндовского (Пречистенский переулок, дом 6. Станция метро Кропоткинская); дом Второва, ныне резиденция посла США; собственный дом Шехтеля на Большой Садовой.

Строгие варианты модерна и неоклассики стали фундаментом для формирования нового стиля — конструктивизма. Это произошло уже после Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны. В начале 1920-х годов началось проектирование зданий, в которых художественный эффект должна была создавать сама конструкция. Никаких украшений, только бетон, кирпич, стекло, металл. Лучшие произведения конструктивизма в Москве составляют славу не только русского, но и мирового искусства. Однако новый стиль был неоднозначно воспринят как обществом, так и руководителями страны. В начале 1930-х годов многие конструктивистские дома уже на этапе строительства были переоформлены. Примеры застройки в стиле конструктивизма: Мавзолей В. И. Ленина, дом К. С. Мельникова, студенческий дом-коммуна (улица Орджоникидзе, дом 8/9. Станция метро Ленинский проспект), Планетарий (Садовая-Кудринская улица, дом 5. Станция метро Баррикадная), Дом культуры имени Н. В. Русакова (улица Стромынка, дом 6. Станция метро Сокольники), Дом культуры имени М. Зуева (Лесная улица, дом 18. Станция метро Белорусская), Дом Корбюзье - ЦСУ СССР (Мясницкая улица, дом 39. Станция метро Сретенский бульвар), здание редакции газеты "Известия".

В конце 1920-х годов начал свой путь "сталинский", или "советский" классицизм. Сначала он существовал параллельно с конструктивизмом, однако через некоторое время начинает господствовать в архитектуре Москвы.

До Великой Отечественной войны в строительстве часто использовались формы, близкие к европейскому ар-деко. После войны сталинский классицизм становится торжественным и монументальным. Первыми зданиями и своеобразным манифестом этого стиля становятся: дом И. В. Жолтовского — великолепная стилизация архитектора, в которой автор использовал мотивы эпохи Возрождения, в частности творчества итальянца Андрео Палладио (Моховая улица, дом 16. Станция метро Библиотека имени Ленина), Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации; высотное здание МГУ; высотное здание МИДа на Смоленской площади; высотный жилой дом на Котельнической набережной. С упразднением в 1956 году старой Академии архитектуры и началом компании по борьбе с излишествами в архитектуре изменились принципы, по которым застраивалась Москва. Началась эпоха блочных и панельных домов, свободной планировки и т. п. Наступил современный этап развития Москвы. О нём в кратком путеводителе много не расскажешь. Смотрите по сторонам, гуляя по городу, и сравнивайте старину и современность. А мы поможем Вам найти и увидеть настоящую Москву!

Поиск
 
 
Ремонт своими руками © 2024