Трудно сказать, какая из предписанных метрополитену ролей была главной - функциональная или пропагандистская. Во всяком случае, и ту и другую роль метро играло с исправностью, подчас даже невероятной. Метрополитен всегда воспринимался и по-видимому, являлся неким государством в государстве, городом в городе, чем-то вроде могучей тайной организации, непоколебимой и не подвластной всеобщей энтропии.
Лев Рубинштейн. "Вхождение в метро"
Статистика
Краткая хронология
В правилах пользования Московским метрополитеном в первом пункте первого параграфа сказано: "Метрополитен — один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого представляют собой памятники истории, культуры, архитектуры и охраняются государством".
Но, кроме того, московское метро является органичной частью города, отражающей городскую действительность (радиально-кольцевая структура воспроизводит исторически сложившуюся планировку Москвы) и при этом создающей особый подземный мир.
Метро — это единственный транспорт в городе, который ходит строго по графику. Это место оперативных покупок, источник информации, мерило расстояний. Когда москвича спрашивают, где он живет, он всегда называет ближайшую станцию метро, без этого географическая идентификация затруднена. Даже стремительный рост числа автомобилей не изменил отношения к метро — жить и работать лучше там, где рядом есть станция Московского метрополитена.
Статистика
- Среднее количество пассажиров в будние дни: 9 миллионов человек
- Общая протяженность линий: 308,7 километров
- Количество линий: 12
- Количество станций: 186
- Самая длинная линия: Серпуховско-Тимирязевская — 41,5 км
- Самая короткая линия: Каховская — 3,3 км
- Самый длинный перегон: "Волгоградский проспект" — "Текстильщики" — 3,4 км
- Самый короткий перегон: "Деловой центр" — "Международная" — 0,5 км
Краткая хронология
1931 г. Пленум ЦК ВКП(6) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.
1935 г. Открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции "Сокольники" до "Парка культуры" с ответвлением от станции "Охотный Ряд" до "Смоленской".
1943 г. Вступила в эксплуатацию линия от станции "Площадь Свердлова" до "Автозаводской".
1950 г. Принят в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции "Курская" до "Парка культуры".
1953 г. Пуск участка Кольцевой линии (замкнувшего её) от станции "Белорусская" до "Парка культуры".
1957 г. Вступил в строй участок Рижской линии от станции "Ботанический сад" (сегодня — "Проспект Мира") до "ВСХВ" (сегодня — "ВДНХ").
1960 г. Вступил в строй участок Филёвской линии от станции "Фили" до станции "Пионерская". Принят участок от станции "Измайловская" до "Первомайской".
1962 г. Запущена Калужская линия от станции "Октябрьская" до "Новых Черемушек".
1966 г. Запущена Ждановская линия от "Таганской" до станции "Ждановская" (сегодня станция "Выхино").
1971 г. Образована Калужско-Рижская линия, вступил в строй участок от станции "Площадь Ногина" (сегодня "Китай-город") до "Проспекта Мира".
1972 г. Вступил в строй участок линии, тогда называвшейся просто Краснопресненская, от станции "Баррикадная" до "Октябрьского Поля".
1975 г. Вошёл в строй действующих участок от станции "Баррикадная" до "Площади Ногина", образовалась теперь уже Ждановско-Краснопресненская линия.
1979 г. Открыта станция "Тверская" (ранее "Горьковская"). Началось движение по Калининской линии от станции "Марксистская" до "Новогиреево".
1983 г. Вступила в строй Серпуховская линия от станции "Серпуховская" до "Южной".
1985 г. Введён в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии с двумя станциями — "Полянка" и "Боровицкая". Завершено строительство участка Калининской линии со станцией "Третьяковская". Станция "Лермонтовская" переименована в "Красные Ворота".
1990 г. Переименованы 10 станций и 2 линии метро.
1995 г. С этого года участок от станции "Каширская" до "Каховской" эксплуатируется как Каховская линия. Сдан в эксплуатацию участок Люблинской линии со станциями "Чкаловская", "Римская", "Крестьянская Застава", "Кожуховская", "Печатники" и "Волжская".
2003 г. Сдан в эксплуатацию участок от станции "Киевская" до станции "Парк Победы". Нижняя точка станции "Парк Победы" — 84 м. На станции установлены рекордно длинные эскалаторы — 126 метров (740 ступеней). Открылась первая (Бутовская) линия лёгкого метро.